Уборка и утилизация снега: как города очищают от сугробов?

Вывоз снегаВсе мы любим зимним вечером прогуляться под снегопадом, радуясь крупным снежинкам, или полюбоваться на вьюгу за окном. А утром так же все дружно ворчим на этот снег, засыпавший улицы и мешающий пройти, и муниципальные службы, которые «ничего не делают». А между тем после обильных снегопадов на улицы города выезжает тяжелая техника, разгребающая снежные завалы и чистящая автомобильные дороги и тротуары.

Многие даже и не подозревают, что весь этот убранный снег подлежит утилизации, для чего существует два способа:

  • снег тает сам на «сухих» снегосборных пунктах – необходимым условием для этого является теплая погода, поэтому применяется он исключительно весной;
  • использование снегоплавильного пункта, в этом случае таянье снега происходит  благодаря энергии самых разных теплоносителей, поэтому ждать весны и теплой погоды не нужно, что довольно удобно, однако не лишено некоторых минусов.

Естественно первый способ является наиболее экологически чистым и желательным методом борьбы с выпавшими осадками, тем более что эти пункты имеют специальные сооружения для сбора и очистки талой воды, а в наше время это очень важно. Однако для переработки убранного городского снега требуются огромные площади. Элементарно можно сосчитать – 1 млн м3 занимает всего лишь 12 гектар, а для его переработки на «сухом» снегосборочном пункте необходима территория площадью в 400 га!  Такого количества свободного места просто нет, особенно когда речь идет о крупных городах. Увы, но в этом случае с экологией приходится повременить. И поэтому нередко основным способом удаления снега становится перевозка его в необорудованные свалки.

Утилизация снега

Для примера, в Москве в 2000 году только 11% снега утилизировалось «сухим» способом, остальной снег вывозился на свалки, сбрасывался в Москву-реку и в реку Яуза или плавился в канализационных коллекторах. Изначально планировалось сбрасывать талую воду сразу в коллекторы, но метод оказался неэффективным, так как снег с городских улиц полон песка, реагентов, нефтепродуктов, из-за чего коллекторы стали засорятся. А чистка их весьма трудоемка и дорогостояща.

В конечном итоге для столицы была разработана схема утилизации снега, в которой главная роль отводилась очистка талой воды от загрязнений, согласно этим требованиям были созданы все наличествующие стационарные снегоплавильные пункты. Здесь для плавления снега используется энергия мобильных котельных, отходящие воды городских бань, сеть хозяйственно-фекальной канализации, сбросные воды ТЭЦ и подземные реки.

Передвижные пункты

В Соединенных Штатах  и Канаде в настоящее время используются передвижные снегоплавильные пункты, которые способны переплавить от 20 до 500 тонн снега за час. Тогда как современным городским магистралям для переработки выпавших 10 мм осадков потребуется более 10 дней. Согласитесь, распространение снегоплавильных установок позволит решить проблемы с нехваткой места для хранения и времени для вывоза снега. Со временем такие установки вполне могли бы заменить стационарные снегоплавильные пункты, тем более, для передвижных агрегатов не требуется постоянно подключаться к инженерным сетям, и стоимость переработки кубометра снега существенно снижается. Среди прочих плюсов передвижных установок можно сказать о том, что для них не нужно получать землеотводы, не нужны сложные и долговременные согласования, это тоже делает их использование весьма и весьма привлекательным и удобным. Однако в настоящее время мы пока вынуждены довольствоваться стационарными пунктами, которые, не смотря на имеющиеся недостатки, все же справляются со своей работой.


Виды снегоплавильных установок